Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №4 |
Урок по физике "Последовательное соединение проводников"
[ Скачать с сервера (1.11 Mb) ] | 15.11.2012, 21:23 |
Разработано учителем физики МБОУ «СОШ №10» г. Инты Республики Коми Марченко Еленой Валентиновной Урок по теме «Последовательное соединение проводников» для 6 класса (программа Степановой Г.Н.) Урок изучения нового материала с элементами исследования и здоровьесбережения. Цель урока: изучить закономерности последовательного соединения проводников. Задачи урока: Образовательная - сформулировать закономерности последовательно соединенных проводников; - убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова; - убедиться на опыте, что сумма напряжений на отдельных участках цепи равна общему напряжению на полюсах источника тока. Развивающая: - формирование умений пользоваться экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме; - развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение; - продолжить формирование умений проводить эксперимент, оформлять результаты. Воспитательная: - продолжить расширять кругозор обучающихся; - развивать самостоятельность и взаимопомощь при работе в парах; - формировать бережное отношение к физическому оборудованию; - воспитывать аккуратность, умение вести записи, наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы. Оборудование: - На каждую парту: лабораторный амперметр, вольтметр, источник тока, резистор, лампочка на подставке, соединительные провода. - Компьютер, мультимедийный проектор, презентация Ход урока 1. Организационный этап (приветствие). 2. Актуализация опорных знаний. Ребята, (слайд 1) сегодня на уроке мы с вами будем изучать последовательное соединение проводников. Познакомимся и исследуем закономерности, присущие данному соединению. Как обычно, мы их попытаемся вывести с помощью опытов. (слайд 2) Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла (слайд 3) слова М.В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Итак, нам предстоит большая и, надеюсь, интересная работа. Но сначала вспомним и повторим ранее изученный материал по теме: «Электрический ток». Физический диктант (инструкция обучающимся по проведению диктанта)(слайд 4,5) Ребята, а теперь сверьте свои ответы с ответами на экране и проставьте полученную оценку. Критерии отметок у вас на листках (приложение 1) (слайд 6) Поднимите, пожалуйста, руки те, кто получил «5». Молодцы! А теперь те, кто получил «4». Хорошо поработали! А теперь обратите внимание на экран. (слайд 7) Перед вами измерительные приборы. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: 1. Название прибора 2. Каково его назначение? 3. Верхний предел измерения? 4. Цена деления? 5. Погрешность измерения? 6. Показание прибора? 7. Обозначение на схемах? 8. Как подключается в цепь? 3. Изучение нового материала. а) Целеполагание. Перед вами электрическая цепь (слайд 8): - из чего состоит электрическая цепь? - как будут двигаться электрические заряды в цепи? - ребята, вы уже знакомы с такой электрической цепью? - чем она отличается от простейшей электрической цепи? - как соединены в ней потребители? - а какое бы вы дали название соединению в котором проводники соединяются поочередно? Сравните ваши ответы с определением последовательного соединения (слайд 9). Как вы думаете, есть ли у этого соединения свои особенности? А что нужно сделать, чтобы выяснить это? Правильно, провести опыты, исследования. Прежде, чем приступим к работе напоминаю правила техники безопасности: - работаем в тишине; - при неполадках размыкаем цепь; - провод, идущий от положительного полюса источника тока, должен подключаться к клемме, обозначенной значком «+» (слайд 10). б) Исследовательский этап. Перед вами опора с описанием практической работы. Дети работают в парах с Приложением 1. После каждого опыта делаем вывод. в) Формулирование выводов. Выводы (слайд 11): 1) I1=I2=I3=I4 - сила тока во всех участках цепи одинакова; 2) U ≠U ≠Uобщ Uобщ = U +U - сумма напряжений на отдельных участках цепи с последовательным соединением потребителей равна общему напряжению на полюсах источника тока; 3) Если в каком – либо месте цепи с последовательным соединением проводников произошел разрыв (или прибор вышел из строя), ток прекращается во всей цепи. Ребята, последовательное соединение широко используется в практике(слайд 12). 1. Кнопка звонка входной двери и сам звонок. Такое включение позволяет кнопке управлять действием именно звонка. 2. Электрический выключатель настольной лампой: когда он замкнут, лампа горит и наоборот. 3. Лампочки в елочной гирлянде тоже соединены последовательно. Недостаток соединения: при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные. Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защищать от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? На практике используют предохранители (слайд 13). Отложите листочки на край стола. Физкультминутка. Упражнение для межполушарного развития «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указанный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем в месте. г)Первичное закрепление знаний. А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление материала. (слайд 14-19). Конструкторское задание. (слайд 20) Начертите схему такого соединения трех ламп (фиолетовой, белой, желтой) чтобы в случае выкручивания белой лампы горели фиолетовая и желтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все. Проверка задания (слайд 21). Обобщение пройденного материала. Повторение выводов урока (слайд 22). А теперь проверим вашу смекалку. Занимательные ребусы. (слайд 23) 4. Подведение итогов. Рефлексия. Что понравилось больше всего на уроке? Предлагаю вам закрыть глаза. Я буду считать от 1 до 10. Те из вас, кто испытывал затруднения сегодня на уроке, на счет 5 откройте и вновь закройте глаза. (Идет проверка понимания полученных знаний). 5. Домашнее задание будет следующим (слайд 24): составить мини-сочинение о потребителе, измерительном приборе, источнике тока с точки зрения: I ряд-ученого; II ряд- писателя, поэта; III ряд-художника. (слайд 25) Спасибо за работу на уроке! Мне сегодня было приятно с вами работать. Литература 1. Г.Н. Степанова. Физика – 6, издательство «СТП Школа», 2007 год. 2. Г.Н. Степанова. Рабочая тетрадь. Физика – 6, издательство «СТП Школа», 2007 год. 3. Издательский дом «Первое сентября», газета «Физика». | |
Просмотров: 2301 | Загрузок: 247 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |