Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №4

Урок по физике "Последовательное соединение проводников"
[ Скачать с сервера (1.11 Mb) ] 15.11.2012, 21:23
Разработано учителем физики
МБОУ «СОШ №10»
г. Инты Республики Коми
Марченко Еленой Валентиновной

Урок по теме «Последовательное соединение проводников» для 6 класса
(программа Степановой Г.Н.)
Урок изучения нового материала с элементами исследования и здоровьесбережения.
Цель урока: изучить закономерности последовательного соединения проводников.
Задачи урока:
Образовательная
- сформулировать закономерности последовательно соединенных проводников;
- убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова;
- убедиться на опыте, что сумма напряжений на отдельных участках цепи равна общему напряжению на полюсах источника тока.
Развивающая:
- формирование умений пользоваться экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме;
- развивать навыки решения задач, логическое мышление и творческое воображение;
- продолжить формирование умений проводить эксперимент, оформлять результаты.
Воспитательная:
- продолжить расширять кругозор обучающихся;
- развивать самостоятельность и взаимопомощь при работе в парах;
- формировать бережное отношение к физическому оборудованию;
- воспитывать аккуратность, умение вести записи, наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы.
Оборудование:
- На каждую парту: лабораторный амперметр, вольтметр, источник тока, резистор, лампочка на подставке, соединительные провода.
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
1. Организационный этап (приветствие).
2. Актуализация опорных знаний.
Ребята, (слайд 1) сегодня на уроке мы с вами будем изучать последовательное соединение проводников. Познакомимся и исследуем закономерности, присущие данному соединению. Как обычно, мы их попытаемся вывести с помощью опытов. (слайд 2) Не случайно эпиграфом к нашему уроку я взяла (слайд 3) слова М.В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».
Итак, нам предстоит большая и, надеюсь, интересная работа. Но сначала вспомним и повторим ранее изученный материал по теме: «Электрический ток».
Физический диктант (инструкция обучающимся по проведению диктанта)(слайд 4,5)
Ребята, а теперь сверьте свои ответы с ответами на экране и проставьте полученную оценку. Критерии отметок у вас на листках (приложение 1) (слайд 6)
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто получил «5». Молодцы! А теперь те, кто получил «4». Хорошо поработали!
А теперь обратите внимание на экран. (слайд 7)
Перед вами измерительные приборы. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Название прибора
2. Каково его назначение?
3. Верхний предел измерения?
4. Цена деления?
5. Погрешность измерения?
6. Показание прибора?
7. Обозначение на схемах?
8. Как подключается в цепь?
3. Изучение нового материала.
а) Целеполагание.
Перед вами электрическая цепь (слайд 8):
- из чего состоит электрическая цепь?
- как будут двигаться электрические заряды в цепи?
- ребята, вы уже знакомы с такой электрической цепью?
- чем она отличается от простейшей электрической цепи?
- как соединены в ней потребители?
- а какое бы вы дали название соединению в котором проводники соединяются поочередно?
Сравните ваши ответы с определением последовательного соединения (слайд 9).
Как вы думаете, есть ли у этого соединения свои особенности?
А что нужно сделать, чтобы выяснить это? Правильно, провести опыты, исследования.
Прежде, чем приступим к работе напоминаю правила техники безопасности:
- работаем в тишине;
- при неполадках размыкаем цепь;
- провод, идущий от положительного полюса источника тока, должен подключаться к клемме, обозначенной значком «+» (слайд 10).
б) Исследовательский этап.
Перед вами опора с описанием практической работы. Дети работают в парах с Приложением 1.
После каждого опыта делаем вывод.
в) Формулирование выводов.
Выводы (слайд 11):
1) I1=I2=I3=I4 - сила тока во всех участках цепи одинакова;
2) U ≠U ≠Uобщ
Uобщ = U +U - сумма напряжений на отдельных участках цепи с последовательным соединением потребителей равна общему напряжению на полюсах источника тока;
3) Если в каком – либо месте цепи с последовательным соединением проводников произошел разрыв (или прибор вышел из строя), ток прекращается во всей цепи.
Ребята, последовательное соединение широко используется в практике(слайд 12).
1. Кнопка звонка входной двери и сам звонок. Такое включение позволяет кнопке управлять действием именно звонка.
2. Электрический выключатель настольной лампой: когда он замкнут, лампа горит и наоборот.
3. Лампочки в елочной гирлянде тоже соединены последовательно.
Недостаток соединения: при выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.
Указанный недостаток может обернуться и достоинством. Представьте себе, что некоторую цепь нужно защищать от перегрузки: при увеличении силы тока цепь должна автоматически отключаться. Как это сделать? На практике используют предохранители (слайд 13).
Отложите листочки на край стола.
Физкультминутка.
Упражнение для межполушарного развития «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указанный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а затем в месте.
г)Первичное закрепление знаний.
А теперь я предлагаю вам несколько качественных задач на закрепление материала. (слайд 14-19).
Конструкторское задание. (слайд 20) Начертите схему такого соединения трех ламп (фиолетовой, белой, желтой) чтобы в случае выкручивания белой лампы горели фиолетовая и желтая, а в случае выкручивания фиолетовой не горели бы все.
Проверка задания (слайд 21).
Обобщение пройденного материала. Повторение выводов урока (слайд 22).
А теперь проверим вашу смекалку. Занимательные ребусы. (слайд 23)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Что понравилось больше всего на уроке?
Предлагаю вам закрыть глаза. Я буду считать от 1 до 10. Те из вас, кто испытывал затруднения сегодня на уроке, на счет 5 откройте и вновь закройте глаза. (Идет проверка понимания полученных знаний).
5. Домашнее задание будет следующим (слайд 24): составить мини-сочинение о потребителе, измерительном приборе, источнике тока с точки зрения:
I ряд-ученого;
II ряд- писателя, поэта;
III ряд-художника.
(слайд 25) Спасибо за работу на уроке! Мне сегодня было приятно с вами работать.

Литература
1. Г.Н. Степанова. Физика – 6, издательство «СТП Школа», 2007 год.
2. Г.Н. Степанова. Рабочая тетрадь. Физика – 6, издательство «СТП Школа», 2007 год.
3. Издательский дом «Первое сентября», газета «Физика».
Категория: Категория №4 | Добавил: Elena10
Просмотров: 2301 | Загрузок: 247 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]