Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности по теме «Дорожная азбука» для старшей группы детского сада (5-6 лет).
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
Образовательные задачи:
- закреплять знания детей о группах дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса;
- закреплять знания о том, что играть нужно на детской площадке и дорогу переходить по пешеходному переходу.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к изучению ПДД;
- развивать навыки соблюдения правил дорожного движения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций по ПДД;
- разучивание пословиц, загадок и стихов о транспорте и правилах дорожного движения;
- беседа о сигналах светофора.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова пешеходный переход, тротуар, светофор, предписывающие, запрещающие, предупреждающие знаки, знаки сервиса.
Структура занятия:
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ: «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Музыка».
Методические приёмы:
Художественное слово, эвристическая беседа, ТСО, сюрпризные моменты, игры, взаимодействие со сказочными персонажами.
Оборудование: три картонных круга (красный, жёлтый, зелёный), дорожные знаки, памятки для каждого ребёнка, изображенные дорожные знаки, магнитофон, кассета с детскими песнями, макет автобуса, презентация «Про правила дорожного движения», компьютер.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня отправимся в «Школу пешеходных наук». А на чем мы с вами поедем, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус).
Воспитатель: Правильно, но автобус наш сломался, давайте его сначала отремонтируем. Показывает разрезанные части картинки с изображением автобуса.
Дети: Собирают картинку из частей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а где мы садимся в автобус?
Дети: На остановке.
Воспитатель: А как мы узнаем, где находиться остановка?
Дети: По знаку (на нем нарисован автобус).
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем как надо вести себя на остановке и в автобусе. Игра «Запрещается – разрешается»:
• Играть и прыгать на остановке…
• Громко кричать на остановке…
• В автобусе вести себя спокойно…
• Уступать место старшим…
• Высовываться из окна…
• Обходить стоящий транспорт спереди…
• Уважать правила движения…
Воспитатель: Теперь мы можем отправляться в путешествие.
Дети занимают свои места.
Воспитатель: Вот ребята мы и приехали в школу. Кто-то нас встречает. Ребята, кто это?
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный,
Очень важный …(светофор)
Воспитатель: Да это наш друг Светофор! Он поможет нам перейти дорогу. У этого милого существа 3 разноцветных глаза и одна голова. Но голова эта очень умна и никогда нас не подведёт.
Дети (хором) вспоминают значение сигналов светофора:
Красный — стой,
Желтый — жди,
А зеленый — проходи!
Воспитатель: Ребята, как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти?
Дети: По правой.
Воспитатель: Правильно, по правой, чтобы не мешать другим пешеходам. В пешеходном деле самое главное и трудное — переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу?
Дети: Улицу надо переходить в строго определенном месте.
Воспитатель: А как называется это место?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его еще можно назвать «зеброй». Возле нее стоит знак «пешеходный переход».
Воспитатель: Вы видели вывески или таблицы вдоль дорог? Это дорожные знаки. Какие группы дорожных знаков вы знаете?
Дети: Предупреждающие знаки, предписывающие знаки, запрещающие знаки, знаки сервиса.
Воспитатель: Правильно.
Игра Кто быстрее найдёт свои знаки.
Воспитатель: У меня есть дорожные знаки. Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы: 1-предупреждающие знаки, 2-предписывающие знаки, 3- запрещающие знаки, 4- знаки сервиса.
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1 - наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено» .
2 - наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3 - наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Движение вперед».
4 - наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
Воспитатель: Мальчики и девочки, вы так трудились! Давайте поиграем в игру «Светофор».
Воспитатель: Я показываю красный свет – едут машины, желтый – машины останавливаются, а пешеходы готовятся. На зелёный свет пешеходы идут, а машины стоят.
Дети делятся на две группы:
- «пешеходы» (по одному, парами и группами);
- «автомобили» (по одному).
«Пешеходы» начинают движение по тротуарам, «автомобили» по магистрали, соблюдая сигналы светофора. Нарушители ПДД повергаются штрафу, игра останавливается, и дети объясняют свои ошибки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Да еще и плачет.
В гости пришла кукла.
Воспитатель: Здравствуй! Как тебя зовут? Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
Воспитатель: Таня говорит, что они с ребятами играли на улице в мяч. Мячик покатился, на дороге очутился. Она хотела его поймать, но прохожий остановил ее. И мячик раздавила машина.
Воспитатель: Нельзя бежать за мячом. Почему нельзя бежать за мячом? Где нужно играть?
Дети: На площадке, подальше от проезжей части, иначе может случиться беда.
Воспитатель: Не плачь Танечка. Оставайся вместе с ребятами смотреть презентацию про правила дорожные.
Просмотр презентации «Про правила дорожного движения».
Воспитатель показывает и читает.
1 слайд:
Детям знать положено
Правила дорожные.
Ты, дружок, доверься им:
Будешь цел и невредим!
2 слайд:
Друзья!
Признаться вам спешу:
Знакомству очень рад!
Зовусь я всюду «светофор»,
Я лучший друг ребят.
3 слайд:
Если зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Свет зеленый говорит:
«Проходите путь открыт!»
4 слайд:
Что за белые полоски
На соседнем перекрестке?
Это «зебра» - переход –
Через улицу ведет.
Перейти дорогу можно
Там, где знак стоит дорожный.
Чтобы мы его узнали,
Нам его нарисовали.
5 слайд:
Пешеходный переход,
Ходит целый день народ.
Ты водитель не грусти,
Пешехода пропусти.
Пешеходом станет каждый
Кто пешком идет в поход.
Пешеходная дорожка
От машин его спасет,
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход.
6 слайд:
Запрещают знаки
Разное движение: обгоны, поворот –
И в красные кружочки
Обводит их народ.
7 слайд:
В красном треугольнике
Знаки осторожные,
Они предупреждают,
К вниманью призывают.
8 слайд:
Круглый знак, внутри стрела,
Очень белая она.
А быть может и рисунок,
Он направит нас всегда.
9 слайд:
А еще есть знаки – добрые друзья:
Укажут направление вашего движения,
Где поесть, заправиться, поспать,
И как в деревню к бабушке попасть.
10 слайд:
Во дворе играют дети,
По дороге транспорт едет.
Не случилась, чтоб беда,
Не ходи играть туда.
И всегда в любой игре
Оставайтесь во дворе.
На проезжей части
Может быть несчастье.
11 слайд:
Есть у меня велосипед,
Но нет четырнадцати лет,
Пока катаюсь во дворе,
Где безопасно детворе.
И даже в дом соседний к деду
Я через улицу не еду,
А на зеленый свет иду,
Велосипед за руль веду.
А любительниц кататься
Вблизи проезжей части
Порой подстерегает
Огромное несчастье.
12 слайд:
Делаем ребятам
Предостереженье:
Выучите срочно
Правила движенья,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу, занимайте места в автобусе.
Звучит музыка, дети садятся в автобус. До свидания, машут Тане. Она им.
Воспитатель вручает каждому ребенку памятку правил дорожного движения.
Литература
1. Алексеев А.П. Правила дорожного движения. – М. 2008г
2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками [Текст] / Авт.- сост. М. С. Коган. — 2-е изд., стер. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. — 256 с. — (Сценарии игр и праздников).
3. Правила дорожного движения для школьников и малышей. Для родителей, воспитателей, учителей. – Москва, АСТ.
Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/
2. http://video.yandex.ru/
3. http://images.yandex.ru/
4. http://www.sonar54.ru/
5. http://www.vsezagadki.ru/
|