Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №1

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ»
[ · Скачать удаленно (15,3 Мб) ] 15.11.2012, 15:33
1. Название работы: ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ».
2. Предметная область: «Коррекция нарушений устной речи»
3. Участники (возраст, класс): дети с общим недоразвитием речи (5-7 лет) логопедической группы МБОУ «НШДС» г.Усинска
4. Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой»
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания;
- учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий);
- развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику.
5. Аннотация:
Использование в логопедическом занятии мультимедийных технологий в сочетании с формой проведения «занятие-путешествие» позволяет предоставлять информацию в наглядной привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным; вызывает у воспитанников интерес к занятию, повышает их мотивацию. Мотивационная деятельность детей также обеспечивается созданием проблемных ситуаций в рамках одной сюжетной линии. Весь материал соответствует возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носит развивающий и воспитательный характер. В структуре занятия четко прослеживаются целеполагание, коррекционно-логопедическая работа по развитию устной речи у дошкольников и рефлексия. Логопедом четко поставлена цель, созданы мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание коррекционно-логопедической работы подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решаются путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы основаны на применении наглядности (рассматривание картины, показ презентации) и использованы для закрепления у детей знаний о диких животных, местах их обитания, их характерных особенностей; развития предметного, глагольного словаря и словаря притяжательных прилагательных. Просмотр презентации сопровождается беседой. Метод наглядного моделирования используется при обучении детей составлению словосочетаний и простых предложений описательного характера. Практические методы – опыт со снегом, опыт исследования следов животных направлены на применение и совершенствование речевых навыков и умений. Лексико-грамматические упражнения помогают развитию как видовых (животные), так и родовых понятий (дикие животные), освоению слов в их обобщенных значениях. На занятии (с опорой на слайды презентации) грамотно используется художественное слово. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута.
Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Итоговая диагностика устной речи воспитанников логопедической группы показывает, что использование специалистами ЭОР в процессе коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет более эффективно устранять их тяжелые речевые недостатки.
Открытое занятие с использованием ЭОР по развитию устной речи «Зимой в лесу» было проведено в МБОУ «НШДС» г.Усинска для воспитателей и учителей начальных классов в рамках преемственности ДОУ и Школ города 15.04.2012 г.
6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: Microsoft Windows; Microsoft Office; Microsoft Word; Microsoft PowerPoint.
7. Ключевые слова: логопедическое занятие, развитие устной речи, коррекция нарушений устной речи, дети с общим недоразвитием речи, лексические темы «Зима», «Дикие животные зимой».
8. Автор: Мацакова Олеся Александровна, учитель-логопед
9. Место работы: Республика Коми, г.Усинск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида" г.Усинска (МБОУ «НШДС» г.Усинска).

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ»

Форма проведения – фронтальная, вид занятия – занятие-«путешествие».
Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой».
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания;
- учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий);
- развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику.
Материалы и оборудование:
мультимедийный проектор, магнитная доска с магнитами (6 шт.), декорации зимнего леса: ели разного размера, покрытые ватой, сугроб, следы диких животных (зайца, белки, волка, лисы), берлога, поднос со снегом, снежинки с волнистой линией (20 шт.), методическое пособие – картина «Зимний лес» (со следами и жилищами животных), трафареты животных (зайца, белки, волка, лисы); наряд для «Зимы».
Предварительная работа: коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные зимой»: беседы по темам, лексико-грамматические упражнения, чтение рассказов, стихотворений о диких животных, отгадывание загадок и т.д.
С темой, целью и задачами логопедического занятия приглашенные гости могут ознакомиться непосредственно через презентацию (слайды №1, №2).
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный момент, целеполагание).
Дети заходят в группу. Им навстречу медленно кружась, выходит логопед в образе «Зимы» с «волшебной палочкой» в руке.
На экране чередуются зимние фотопейзажи, звучит музыка «Кабы не было зимы» композитора Евгения Крылатова (слайд №3)
Логопед:
Забелело, закружилось все кругом,
Зимушка покрыла речку синим льдом.
Инеем березку нарядила,
Шапкой снежной стройную сосну одела.
Мне, Зиме, в лесу до всех есть дело.
Логопед: – Здравствуйте, ребята! Я – Зима. А живу я в своем Царстве – в зимнем лесу (обращает внимание на декорации зимнего леса в группе). Как вы думаете, если вы сейчас сделаете шаг и окажетесь в зимнем лесу, кого вы там можете встретить? (ответы детей – птиц, диких животных). Я приглашаю вас ко мне в гости, в зимний лес. Вас ждут интересные встречи с моими друзьями – жителями леса, и вы узнаете много интересного об их жизни в зимнем лесу. В пути нам будет помогать мое волшебное зеркало (показывает на экран мультимедийной установки).
– Но зимой в лесу холодно – надо бы хорошо разогреться. Потрите каждый пальчик на своих ладошках, ушки (активизация биологически активных точек). – Готовы? В путь!
II. Основная часть (коррекционно-логопедическая работа по развитию устной речи у дошкольников).
Логопед в образе «Зимы» вместе с детьми заходят в «зимний лес» и останавливаются возле декорации ели (на полу разложены следы зверей: зайца, белки, волка, лисы).
1. Логопед: – Ребята, смотрите, здесь кто-то наследил (обращает внимание детей на вырезанные из бумаги следы). Как вы думаете, чьи это следы? (ответы детей – следы зверей). Зимой на снегу хорошо видны следы зверей, потому-что снег мягкий, глубокий и рыхлый. Хотите проверить, как это получается? «Зима» предлагает детям подойти к столу и опустить быстро пальчики в поднос со снегом, посмотреть остались ли следы (проводится опыт со снегом). Так почему же остаются следы от ваших пальчиков? Назовите, какой снег? (дети подбирают слова-признаки к объекту исследования – белый, мягкий, глубокий, пушистый, рыхлый снег). Мне очень понравилось, как вы красиво рассказали какой снег? Порадовали Зимушку. Этот опыт помог вам назвать свойства снега.
2. Логопед: – Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на бумажные следы). Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому-что следы разные). Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? Давайте поиграем в следопытов. Настоящие следопыты – это люди, которые по следу могут сразу определить, кому он принадлежит, чей он.
«Зима» предлагает детям разделиться на группы, пройти по бумажным следам и узнать, куда же они приведут.
Логопед: – Следы завели вас далеко в лес (дети подходят к методическому пособию – картина «Зимний лес»). Странно, следы есть, а животных нет… Ребята, у лесных жителей – острый слух, он предупреждает их об опасности. Наверное, они нас услышали, испугались и спрятались. Поэтому очень важно в лесу не шуметь! Вы очень аккуратно шли по следам, ступали след в след. Я помогу вам узнать, каких же животных можно увидеть зимой в лесу. Если правильно отгадаете загадку, «волшебное зеркало» покажет отгадку («Зима» обращает внимание на экран и загадывает загадки).
• Я веселенький маленький зверек, прыг с елки на дубок (белка)
• Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса)
• Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц)
• Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
На экране появляются поочередно изображения диких животных и их следы (слайд №4).
Логопед: – Вы отлично справились с заданием. Животные подняли свои лапы, они приветствуют вас. Давайте же посмотрим на их лапы и узнаем, где же каждый из них наследил? (дети соотносят изображение лап на экране и находят следы животных на картине «Зимний лес»).
– Внимательно посмотрите на лапу белки в «волшебном зеркале», где же она оставила свой след (рассматривают картину)? Правильно, это беличьи следы (логопед вывешивает трафарет белки на картину). Затем «Зима» просит найти, показать и правильно назвать следы других животных (лисьи, заячьи, волчьи).
– Ребята, чему вы научились, что нового узнали? (ответы детей). Вы – оказались настоящими следопытами, хорошо научились определять следы животных и правильно их называть.
4. Логопед: – Белка, заяц, волк, лиса – какие это животные? (ответы детей – дикие животные). Демонстрация презентации (слайд №5). Почему их называют дикими? (ответы). Правильно, диких животных еще называют лесными жителями. Они сами добывают себе корм, заботятся о своих детенышах. Чтобы пережить зиму, уберечься от зимней стужи они строят себе уютный дом – жилище. Налетела вьюга и животные хотят спрятаться от холода в свои жилища (музыкальное сопровождение слайда №5 – вой вьюги). Заяц прячется под густой еловой веткой. Демонстрация презентации (слайд №6). «Зима» вывешивает трафарет зайца около ели на картину.
– Назовите, как называется жилище волка? (логово), белки? (дупло), лисы (нора). Демонстрация презентации (слайды №7, 8, 9). Заселите зверей в свои дома и скажите, где они живут (дети высаживают на картине животных возле своих жилищ).
– Вы очень добрые ребята, помогли животным найти свое жилище, теперь им не страшны холода, вьюги и метели.

Физминутка
Логопед: – Вижу, вы совсем замерзли в моем лесу. Давайте же подвигаемся так, как это делают лесные жители! («Зима» просит нескольких детей по выбору показать, как передвигаются животные, остальные – повторяют их движения).
7. Логопед: – Ребята, мои лесные жители расстроились. Они совсем забыли, как выглядит хозяин леса. Кто же это, ребята? (ответы детей – медведь). Демонстрация презентации (слайд №10). А почему же они забыли его? – Да, он нагуливает жир, чтобы спать зимою и лишь весной выходит на волю. Долго ждать животным встречи с медведем, до самой весны. Они просят вас рассказать о медведе, какой он, чтобы вспомнить его. Поможем им?
Но сначала нам надо найти жилище медведя. Как оно называется? (ответы детей – берлога). Демонстрация презентации (слайд №11). Мы ее обязательно найдем, если выполним упражнение для глаз, не отрывайте глаз от моей «волшебной палочки».
Там стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Дети выполняют движения глазами снизу вверх, слева направо, вверх, вниз, следуя за движением указки логопеда, а затем прикрывают глаза. Далее дети открывают глаза и подходят к декорации – "берлоге" медведя.
– Вы очень внимательные, нашли берлогу. Посмотрите, а вот и медведь! (дети садятся на стульчики напротив экрана). Хорошо подготовился медведь к зимовью, выбрал в лесу место для берлоги, нагреб туда мху, забросал сверху ветками. Демонстрация презентации (слайд №12).
8. Логопед: – Ребята, а вы не забыли просьбу наших лесных жителей? О чем они вас просили? (ответы детей – рассказать о медведе). Чтобы больше узнать о медведе, уметь красиво рассказать о нем, я предлагаю прослушать мой рассказ и выбрать слова-признаки, которые помогают описать медведя и отвечают на вопрос «Какой?» Демонстрация презентации (слайд №13).
Медведь – это дикое животное, который живет в лесах, где есть болота и водоемы. Он большого размера, про него говорят – большой, огромный и сильный зверь. Недаром его назвали хозяином леса. Медведей, живущих в наших лесах, называют бурыми. Бурый медведь – коричневого цвета. Часто про медведя говорят, что он неуклюжий. Но это не правда. На самом деле он очень быстрый и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. Голова у медведя громадная и мохнатая. Задние лапы у него длиннее передних, поэтому в гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту. Мишка очень осторожный и умный, ходит, стараясь не шуметь, чтобы даже веточка не хрустнула. Хвост у медведя маленький и короткий. А косолапым его прозвали за то, что ноги ставит он немного внутрь. На лапах у медведя растут сильные длинные когти, которыми он выкапывает из земли корешки и жучков. Шерсть у него – густая и длинная, мохнатая.
Бурый медведь всеядный. Он ест молодую траву, ягоды, орехи, насекомых, лягушек, рыбу. Медведь разоряет улья диких пчел и муравейники. Этот зверь очень любит мед и ведает, то есть знает, где его надо искать. Отсюда и название ему «медведь». К осени медведь запасает жир и становится толстым. На зиму он устраивает берлогу, и впадает в долгую спячку до весны.

Во время рассказа - демонстрация презентации (слайд №13).
– Посмотрите, как много необычных снежинок с волнистой линией внутри. Каждая снежинка – это слово-признак, которое помогает описать медведя, и назвать «какой он?» Подбирая эти слова, поднимайте снежинки и укладывайте их на берлогу. Чем больше слов-признаков вы подберете, тем теплее будет жилище медведя. Итак, какой медведь?
Дети, подбирают слова-признаки к слову «медведь» по моделям, используя схемы слайда №13. Если же дети затрудняются, логопед указывает на схему рассказа и помогает вопросами.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: – Вы отлично справились с заданием – красиво рассказали о медведе, животные вспомнили его и обрадовались.
Вы подобрали много слов-признаков. (декорация сугроба «укрыта» «снежинками»). Благодаря вам, медведю теперь не страшны самые сильные морозы!
– У нас с вами было необычное путешествие по зимнему лесу. Вы многому научились. Чему вас научила прогулка по зимнему лесу? Что нового вы узнали? А что нового вы узнали о медведе? Что больше всего запомнилось в нашем путешествии? А с какими дикими животными вы сегодня не встретились? (еж, лось, рысь, олень). Я сейчас предлагаю вам, отправится в Изостудию и изобразить того животного, о котором вам хотелось бы услышать мой рассказ в следующий раз.
«Зима» прощается с детьми.

Список литературы:
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 128 с.
2. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Кн. 1.: Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.
3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работыв логопедической группедля детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб.метод. пособие / Ж.В.Антипина [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. – 256 с.
5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ.пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд.. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
Категория: Категория №1 | Добавил: Олеся | Теги: логопедическое занятие, дети с общим недоразвитием речи, развитие устной речи, дикие животные, лексические темы Зима, коррекция нарушений устной речи
Просмотров: 4569 | Загрузок: 483 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 7
7 Розитис Е.А.  
1
Интересное занятие!

6 Розитис Е.А.  
1
Очень полезная информация,интересное занятие!Спасибо!

5 Костарева А.Л  
1
Очень полезная информация!

4 Придатко Е.П.  
1
Ознакомившись с работой Олеси Александровной, говорим спасибо! Советуем не только педагогам, но и родителям: чаще обращайте внимание на такие предложения, замечательные работы - проблемы детей будет намного проще решать.

3 Придатко Е.П.  
1
Спасибо!

2 irina  
1
Выражаю благодарность Олесе Александровне, материал очень востребованный! можно использовать не только учителям-логопедам, но и воспитателям при организации психолого-педагогической работы. конспект составлен методически грамотно.

1 Кузнецова Н.А.  
1
Очень интересное занятие!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]