Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №1 |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ»
[ · Скачать удаленно (15,3 Мб) ] | 15.11.2012, 15:33 |
1. Название работы: ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ». 2. Предметная область: «Коррекция нарушений устной речи» 3. Участники (возраст, класс): дети с общим недоразвитием речи (5-7 лет) логопедической группы МБОУ «НШДС» г.Усинска 4. Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой» Задачи: - воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания; - учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий); - развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику. 5. Аннотация: Использование в логопедическом занятии мультимедийных технологий в сочетании с формой проведения «занятие-путешествие» позволяет предоставлять информацию в наглядной привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным; вызывает у воспитанников интерес к занятию, повышает их мотивацию. Мотивационная деятельность детей также обеспечивается созданием проблемных ситуаций в рамках одной сюжетной линии. Весь материал соответствует возрастным возможностям умственного и речевого развития детей. Учебная речевая деятельность детей организованна на достаточном уровне трудности. Обучение носит развивающий и воспитательный характер. В структуре занятия четко прослеживаются целеполагание, коррекционно-логопедическая работа по развитию устной речи у дошкольников и рефлексия. Логопедом четко поставлена цель, созданы мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста. Содержание коррекционно-логопедической работы подчиненно решению задач занятия. Поставленные задачи решаются путем применения наглядных, словесных и практических методов. Опосредованные методы основаны на применении наглядности (рассматривание картины, показ презентации) и использованы для закрепления у детей знаний о диких животных, местах их обитания, их характерных особенностей; развития предметного, глагольного словаря и словаря притяжательных прилагательных. Просмотр презентации сопровождается беседой. Метод наглядного моделирования используется при обучении детей составлению словосочетаний и простых предложений описательного характера. Практические методы – опыт со снегом, опыт исследования следов животных направлены на применение и совершенствование речевых навыков и умений. Лексико-грамматические упражнения помогают развитию как видовых (животные), так и родовых понятий (дикие животные), освоению слов в их обобщенных значениях. На занятии (с опорой на слайды презентации) грамотно используется художественное слово. Заключительная часть была краткой и эмоциональной. Ее цель – закрепить и обобщить знания, полученные на занятии, была достигнута. Таким образом, для активной речевой деятельности были созданы все условия. Итоговая диагностика устной речи воспитанников логопедической группы показывает, что использование специалистами ЭОР в процессе коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет более эффективно устранять их тяжелые речевые недостатки. Открытое занятие с использованием ЭОР по развитию устной речи «Зимой в лесу» было проведено в МБОУ «НШДС» г.Усинска для воспитателей и учителей начальных классов в рамках преемственности ДОУ и Школ города 15.04.2012 г. 6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: Microsoft Windows; Microsoft Office; Microsoft Word; Microsoft PowerPoint. 7. Ключевые слова: логопедическое занятие, развитие устной речи, коррекция нарушений устной речи, дети с общим недоразвитием речи, лексические темы «Зима», «Дикие животные зимой». 8. Автор: Мацакова Олеся Александровна, учитель-логопед 9. Место работы: Республика Коми, г.Усинск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида" г.Усинска (МБОУ «НШДС» г.Усинска). КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ «ЗИМОЙ В ЛЕСУ» Форма проведения – фронтальная, вид занятия – занятие-«путешествие». Цель: пополнение, уточнение и активизация словаря детей по лексическим темам «Зима», «Дикие животные зимой». Задачи: - воспитывать у детей интерес к живой природе, желание приобретать новые знания; - учить детей выделять, подбирать и называть характерные особенности дикого животного (медведя), составлять словосочетания и простые предложения описательного характера по предложенным схемам; упражнять детей в образовании и правильном употреблении притяжательных прилагательных (лисий, волчий, заячий, беличий); - развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление), крупную и мелкую моторику. Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска с магнитами (6 шт.), декорации зимнего леса: ели разного размера, покрытые ватой, сугроб, следы диких животных (зайца, белки, волка, лисы), берлога, поднос со снегом, снежинки с волнистой линией (20 шт.), методическое пособие – картина «Зимний лес» (со следами и жилищами животных), трафареты животных (зайца, белки, волка, лисы); наряд для «Зимы». Предварительная работа: коррекционно-логопедическая работа по лексическим темам «Зима» и «Дикие животные зимой»: беседы по темам, лексико-грамматические упражнения, чтение рассказов, стихотворений о диких животных, отгадывание загадок и т.д. С темой, целью и задачами логопедического занятия приглашенные гости могут ознакомиться непосредственно через презентацию (слайды №1, №2). Ход занятия: I. Вводная часть (организационный момент, целеполагание). Дети заходят в группу. Им навстречу медленно кружась, выходит логопед в образе «Зимы» с «волшебной палочкой» в руке. На экране чередуются зимние фотопейзажи, звучит музыка «Кабы не было зимы» композитора Евгения Крылатова (слайд №3) Логопед: Забелело, закружилось все кругом, Зимушка покрыла речку синим льдом. Инеем березку нарядила, Шапкой снежной стройную сосну одела. Мне, Зиме, в лесу до всех есть дело. Логопед: – Здравствуйте, ребята! Я – Зима. А живу я в своем Царстве – в зимнем лесу (обращает внимание на декорации зимнего леса в группе). Как вы думаете, если вы сейчас сделаете шаг и окажетесь в зимнем лесу, кого вы там можете встретить? (ответы детей – птиц, диких животных). Я приглашаю вас ко мне в гости, в зимний лес. Вас ждут интересные встречи с моими друзьями – жителями леса, и вы узнаете много интересного об их жизни в зимнем лесу. В пути нам будет помогать мое волшебное зеркало (показывает на экран мультимедийной установки). – Но зимой в лесу холодно – надо бы хорошо разогреться. Потрите каждый пальчик на своих ладошках, ушки (активизация биологически активных точек). – Готовы? В путь! II. Основная часть (коррекционно-логопедическая работа по развитию устной речи у дошкольников). Логопед в образе «Зимы» вместе с детьми заходят в «зимний лес» и останавливаются возле декорации ели (на полу разложены следы зверей: зайца, белки, волка, лисы). 1. Логопед: – Ребята, смотрите, здесь кто-то наследил (обращает внимание детей на вырезанные из бумаги следы). Как вы думаете, чьи это следы? (ответы детей – следы зверей). Зимой на снегу хорошо видны следы зверей, потому-что снег мягкий, глубокий и рыхлый. Хотите проверить, как это получается? «Зима» предлагает детям подойти к столу и опустить быстро пальчики в поднос со снегом, посмотреть остались ли следы (проводится опыт со снегом). Так почему же остаются следы от ваших пальчиков? Назовите, какой снег? (дети подбирают слова-признаки к объекту исследования – белый, мягкий, глубокий, пушистый, рыхлый снег). Мне очень понравилось, как вы красиво рассказали какой снег? Порадовали Зимушку. Этот опыт помог вам назвать свойства снега. 2. Логопед: – Здесь пробежал один зверек? (вновь обращает внимание детей на бумажные следы). Почему несколько? (ответы детей – здесь пробегало много зверей, потому-что следы разные). Хотите узнать, каким животным принадлежат эти следы? Давайте поиграем в следопытов. Настоящие следопыты – это люди, которые по следу могут сразу определить, кому он принадлежит, чей он. «Зима» предлагает детям разделиться на группы, пройти по бумажным следам и узнать, куда же они приведут. Логопед: – Следы завели вас далеко в лес (дети подходят к методическому пособию – картина «Зимний лес»). Странно, следы есть, а животных нет… Ребята, у лесных жителей – острый слух, он предупреждает их об опасности. Наверное, они нас услышали, испугались и спрятались. Поэтому очень важно в лесу не шуметь! Вы очень аккуратно шли по следам, ступали след в след. Я помогу вам узнать, каких же животных можно увидеть зимой в лесу. Если правильно отгадаете загадку, «волшебное зеркало» покажет отгадку («Зима» обращает внимание на экран и загадывает загадки). • Я веселенький маленький зверек, прыг с елки на дубок (белка) • Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней (лиса) • Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг (заяц) • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк) На экране появляются поочередно изображения диких животных и их следы (слайд №4). Логопед: – Вы отлично справились с заданием. Животные подняли свои лапы, они приветствуют вас. Давайте же посмотрим на их лапы и узнаем, где же каждый из них наследил? (дети соотносят изображение лап на экране и находят следы животных на картине «Зимний лес»). – Внимательно посмотрите на лапу белки в «волшебном зеркале», где же она оставила свой след (рассматривают картину)? Правильно, это беличьи следы (логопед вывешивает трафарет белки на картину). Затем «Зима» просит найти, показать и правильно назвать следы других животных (лисьи, заячьи, волчьи). – Ребята, чему вы научились, что нового узнали? (ответы детей). Вы – оказались настоящими следопытами, хорошо научились определять следы животных и правильно их называть. 4. Логопед: – Белка, заяц, волк, лиса – какие это животные? (ответы детей – дикие животные). Демонстрация презентации (слайд №5). Почему их называют дикими? (ответы). Правильно, диких животных еще называют лесными жителями. Они сами добывают себе корм, заботятся о своих детенышах. Чтобы пережить зиму, уберечься от зимней стужи они строят себе уютный дом – жилище. Налетела вьюга и животные хотят спрятаться от холода в свои жилища (музыкальное сопровождение слайда №5 – вой вьюги). Заяц прячется под густой еловой веткой. Демонстрация презентации (слайд №6). «Зима» вывешивает трафарет зайца около ели на картину. – Назовите, как называется жилище волка? (логово), белки? (дупло), лисы (нора). Демонстрация презентации (слайды №7, 8, 9). Заселите зверей в свои дома и скажите, где они живут (дети высаживают на картине животных возле своих жилищ). – Вы очень добрые ребята, помогли животным найти свое жилище, теперь им не страшны холода, вьюги и метели. Физминутка Логопед: – Вижу, вы совсем замерзли в моем лесу. Давайте же подвигаемся так, как это делают лесные жители! («Зима» просит нескольких детей по выбору показать, как передвигаются животные, остальные – повторяют их движения). 7. Логопед: – Ребята, мои лесные жители расстроились. Они совсем забыли, как выглядит хозяин леса. Кто же это, ребята? (ответы детей – медведь). Демонстрация презентации (слайд №10). А почему же они забыли его? – Да, он нагуливает жир, чтобы спать зимою и лишь весной выходит на волю. Долго ждать животным встречи с медведем, до самой весны. Они просят вас рассказать о медведе, какой он, чтобы вспомнить его. Поможем им? Но сначала нам надо найти жилище медведя. Как оно называется? (ответы детей – берлога). Демонстрация презентации (слайд №11). Мы ее обязательно найдем, если выполним упражнение для глаз, не отрывайте глаз от моей «волшебной палочки». Там стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. Дети выполняют движения глазами снизу вверх, слева направо, вверх, вниз, следуя за движением указки логопеда, а затем прикрывают глаза. Далее дети открывают глаза и подходят к декорации – "берлоге" медведя. – Вы очень внимательные, нашли берлогу. Посмотрите, а вот и медведь! (дети садятся на стульчики напротив экрана). Хорошо подготовился медведь к зимовью, выбрал в лесу место для берлоги, нагреб туда мху, забросал сверху ветками. Демонстрация презентации (слайд №12). 8. Логопед: – Ребята, а вы не забыли просьбу наших лесных жителей? О чем они вас просили? (ответы детей – рассказать о медведе). Чтобы больше узнать о медведе, уметь красиво рассказать о нем, я предлагаю прослушать мой рассказ и выбрать слова-признаки, которые помогают описать медведя и отвечают на вопрос «Какой?» Демонстрация презентации (слайд №13). Медведь – это дикое животное, который живет в лесах, где есть болота и водоемы. Он большого размера, про него говорят – большой, огромный и сильный зверь. Недаром его назвали хозяином леса. Медведей, живущих в наших лесах, называют бурыми. Бурый медведь – коричневого цвета. Часто про медведя говорят, что он неуклюжий. Но это не правда. На самом деле он очень быстрый и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. Голова у медведя громадная и мохнатая. Задние лапы у него длиннее передних, поэтому в гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту. Мишка очень осторожный и умный, ходит, стараясь не шуметь, чтобы даже веточка не хрустнула. Хвост у медведя маленький и короткий. А косолапым его прозвали за то, что ноги ставит он немного внутрь. На лапах у медведя растут сильные длинные когти, которыми он выкапывает из земли корешки и жучков. Шерсть у него – густая и длинная, мохнатая. Бурый медведь всеядный. Он ест молодую траву, ягоды, орехи, насекомых, лягушек, рыбу. Медведь разоряет улья диких пчел и муравейники. Этот зверь очень любит мед и ведает, то есть знает, где его надо искать. Отсюда и название ему «медведь». К осени медведь запасает жир и становится толстым. На зиму он устраивает берлогу, и впадает в долгую спячку до весны. Во время рассказа - демонстрация презентации (слайд №13). – Посмотрите, как много необычных снежинок с волнистой линией внутри. Каждая снежинка – это слово-признак, которое помогает описать медведя, и назвать «какой он?» Подбирая эти слова, поднимайте снежинки и укладывайте их на берлогу. Чем больше слов-признаков вы подберете, тем теплее будет жилище медведя. Итак, какой медведь? Дети, подбирают слова-признаки к слову «медведь» по моделям, используя схемы слайда №13. Если же дети затрудняются, логопед указывает на схему рассказа и помогает вопросами. III. Итог занятия. Рефлексия. Логопед: – Вы отлично справились с заданием – красиво рассказали о медведе, животные вспомнили его и обрадовались. Вы подобрали много слов-признаков. (декорация сугроба «укрыта» «снежинками»). Благодаря вам, медведю теперь не страшны самые сильные морозы! – У нас с вами было необычное путешествие по зимнему лесу. Вы многому научились. Чему вас научила прогулка по зимнему лесу? Что нового вы узнали? А что нового вы узнали о медведе? Что больше всего запомнилось в нашем путешествии? А с какими дикими животными вы сегодня не встретились? (еж, лось, рысь, олень). Я сейчас предлагаю вам, отправится в Изостудию и изобразить того животного, о котором вам хотелось бы услышать мой рассказ в следующий раз. «Зима» прощается с детьми. Список литературы: 1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 128 с. 2. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Кн. 1.: Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с. 3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работыв логопедической группедля детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с. 4. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учеб.метод. пособие / Ж.В.Антипина [и др.]; под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002. – 256 с. 5. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ.пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – 4-е изд.. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. | |
Просмотров: 4569 | Загрузок: 483 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 3.2/4 |
Всего комментариев: 7 | ||||||||
| ||||||||