Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №3 |
Урок-представление по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
15.11.2012, 13:00 | |
Цели урока: расширение знаний о творчестве А.Чехова; выявить художественные особенности рассказа «Хамелеон» через различные виды искусства; усвоение терминологии (юмор, сатира); формирование навыков анализа сатирического рассказа; развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды. Оборудование: портрет А.Чехова; презентация о жизни и творчестве А.П.Чехова иллюстрации к рассказу “Хамелеон”; видеофильм; музыкальные произведения Словарная работа: хамелеон; юмор; сатира; хамелеонство Методы обучения: 1) эвристический; 2) проблемный. Тип урока: Урок - исследование Урок - представление Ход урока 1. Оргмомент. Учитель с детьми совместно формулируют тему и цели урока. Актуализация знаний учащихся. Обратите внимание, что сегодня на доске записано лишь число, а темы нет. Давайте, исходя из домашнего задания, попытаемся сами сформулировать тему и цели урока. Для выполнения домашнего задания вам надо было разделиться на группы. Как называются ваши группы? • Журналистика • Живопись • Кино • Театр • Музыка Учитель: Каким одним словом мы можем объединить данные слова. Что получится, если совместить все эти понятия? (Представление) Давайте запишем тему сегодняшнего урока. 2. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Таким образом, на сегодняшнем уроке мы должны выявить художественные особенности рассказа «Хамелеон» через различные виды искусства. Итак, давайте начнём наше представление с первой группы, которая называется журналистика, т.к. с именем А.П.Чехова связана целая полоса в развитии русской журналистики. Как художник слова Чехов вырос и сформировался в значительной степени на страницах периодических изданий, всю свою жизнь был тесно связан с печатью, ее интересами, и это сказалось на его творчестве, так же как и его творчество оказало влияние на журналистику. И здесь важен не только сам факт его участия, а то, как много дал он журналистике для развития ее форм, жанров, содержания. Об активной работе Чехова в журналистике говорит большое число журналов, в которых принимал участие писатель. Кроме юмористических еженедельников 80-х годов, он сотрудничал в «Северном вестнике», «Русской мысли», «Космополисе», «Жизни», «Журнале для всех», «Детском чтении» и некоторых других. 3. Сообщение учащихся о жизни и творчестве Антона Чехова. (Домашнее задание). 4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”. Учитель: Скажи, пожалуйста, что нам даёт информация, полученная от ребят, при изучении рассказа «Хамелеон»? Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? (Сообщение журналистов). Запись в тетради. Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом 2 группа, которая называется художественное искусство. Но перед представлением художественных работ ваших одноклассников прослушайте слова великого русского писателя и попытайтесь объяснить, что значит фраза Чехов истинный художник? Почему Л.Н.Толстой называет его именно художником, а не писателем? «Чехова, как художника нельзя даже сравнивать с прежними русскими писателями – с Тургеневым, с Достоевским или со мной. У Чехова своя особенная манера, как у импрессионистов. Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку, и никакого, как будто, отношения эти мазки между собою не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь и, в общем, получается цельное впечатление: перед вами яркая, неотразимая картина природы. И вот ещё наивернейший признак, что Чехов истинный художник: его можно перечитывать несколько раз…». Л. Н. Толстой. Учащиеся представляют свои иллюстрации по рассказу «Хамелеон». (Домашнее задание). Учитель: Скажите, пожалуйста, что или кто объединяет все эти иллюстрации. (Хамелеон, полицейский и маленькая собачка). Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (сообщение журналистов). Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”. Учитель: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе? Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные. Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. А в этом нам помогут ребята из третьей группы, которые специально для урока сняли фильм. И не забудьте, что в рассказах А.П.Чехова надо обращать внимание на детали. Просмотр фильма. Учитель: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне? Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет? Скажите, пожалуйста, кого мы можем представить суду в данном рассказе и почему? Кто должен понести наказания и за что? (Очумелова). Давайте себе представим, как бы мог проходить суд над Очумеловым, а поможет нам в этом четвёртая группа. Ребята подготовили для вас небольшое театрализованное представление, которое называется «Суд над Очумеловым». Учащиеся представляют инсценировку. Учитель: Как вы считаете, правильное ли решение принял судья? Почему Очумелова осудили, и обжалованию приговор не подлежит? Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели рассказ «Хамелеон» с различных видов искусств, но не сказали о том, кто главные герои рассказа. А есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Объясните их роль в повествовании. Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего. Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства? Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст. ( Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа). Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? 5. Вывод: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века. А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову? Учитель: Завершить наш сегодняшний урок я предлагаю ещё одним видом искусства – музыкой. Т.к. в жизни и самого А.П. Чехова, и его героев музыка занимала важное место. Русский гений играл на скрипке, упоминания музыки и ее творцов встречаются как в рассказах и пьесах, так и в Эпистолярном наследстве писателя. Известно, что Чехов был знаком со многими музыкальными деятелями России; первая и главная фигура в этом списке — Чайковский. Его музыку Чехов слушал еще в Таганроге, личное же знакомство произошло в Москве. И знаменитый композитор, и начинающий писатель необыкновенно увлеклись творчеством друг друга. О музыкальности чеховского мира существует множество интересных высказываний. «Любая пьеса Чехова подобна музыкальному произведению», — говорил Андрэ Моруа. Дмитрий Шостакович полагал, что рассказ «Черный монах» написан в сонатной форме (известно, что у Шостаковича был замысел оперы по этой повести Чехова — к сожалению, не осуществленный). Ребята из пятой группы подобрали музыкальные отрывки, которые, по их мнению, полностью передают настроения и поведение героев данного рассказа. Давайте прослушаем музыкальные отрывки и попытаемся угадать, о каких эпизодах или героях идёт речь. Учитель: Скажите, пожалуйста, зачем мы попытались выявить художественные особенности с помощью различных видов искусств? Какую роль сыграло искусство в жизни и творчестве А.П.Чехова? 6.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «Актуальность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». | |
Просмотров: 4735 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||