Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №4

План-конспект урока в 5 классе по теме "Числовые и буквенные выражения"
[ Скачать с сервера (44.4 Kb) ] 06.11.2012, 09:45
Описание работы 
1. Название работы: план-конспект урока в 5 классе по теме «Числовые и буквенные выражения» 
2. Предметная область: «Математика и информатика»: математика 
3. Участники: обучающиеся (5 класс) 
4. Цели: организация познавательной деятельности, позволяющей уча-щимся систематизировать имеющиеся у них представления о числовых и бук-венных выражениях; формирование умения учащихся фиксировать собствен-ные затруднения, выявлять их причину, строить проект выхода из затруднений, 
и задачи: 
- обучающие – формирование умений: распознавать числовые и буквенные выражения; приводить примеры числовых и буквенных выражений; определять компоненты в буквенных и числовых выражениях; находить значение числового выражения, соблюдая порядок выполнения действий; подставлять числа в буквенные выражения для нахождения значения буквенного выражения; 
- развивающие – формирование умений: фиксировать собственные затруднения на уроке; организовывать индивидуальную, коллективную, самостоятельную работу, проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию в Интернет-ресурсах по заданному адресу; осуществлять контроль правильности действий; 
- воспитательные – формирование умения договариваться и приходить к об-щему решению в совместной деятельности, умения оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета 
5. Аннотация: урок рефлексии в 5 классе с применением ЭОР. На уроке использовались индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы. Применение ЭОР способствует развитию интереса к урокам математики, повышает мотивацию к изучению предмета, помогает эффективно организовать самостоятельную индивидуальную и коллективную работу обучающихся. Данный урок может быть проведён в 7 классе при изучении темы «Выражения с переменными», в 9 классе при организации повторения в ходе подготовки к итоговой аттестации. Приведён перечень используемых на данном уроке ЭОР. 
6. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: 
Для работы с электронными учебными модулями ОМС необходимо за-грузить с портала и установить на своем локальном компьютере специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов, программное обеспечение для просмотра ресурсов. 
Программное обеспечение для просмотра ресурсов обеспечивает хранение, поиск, выбор и воспроизведение Электронных Учебных Модулей (ЭУМ). 
В состав программного обеспечения входят следующие программные средства: 
ОМС Плеер — предназначен для воспроизведения ЭУМ. Плеер предоставляет возможность поиска ЭУМ среди размещённых в локальном хранилище модулей. Локальное хранилище представляет собой специально выделенную папку на компьютере пользователя, путь к которой задаётся при установке программных компонентов ОМС. 
Органайзер пользователя ОМС — обеспечивает загрузку ЭУМ из цен-трального хранилища ФЦИОР в локальное хранилище пользователя, а также хранение выбранных модулей на рабочем месте пользователя. Органайзер позволяет воспроизводить и просматривать метаданные ЭУМ, размещённых в локальном хранилище. 
Программное обеспечение для Windows 
Требования к аппаратному обеспечению 
Процессор ПК с процессором Pentium® IV 1.0 ГГц. 
Оперативная память не менее 256 МБ ОЗУ 
Видеокарта Видеокарты, обеспечивающие аппаратную поддержку DirectX® 8 с 64 МБ. Например: 
nVidia GeForce 4; 
ATI Radeon 8500; 
Интегрированное решение на базе набора микросхем Intel 910 GE. 
Монитор Монитор XGA с разрешением 1024х768 точек или более высоким, поддерживающий режим High Color (рекомендуется режим True Color). 
Звуковая карта Любая звуковая плата, выполненная в AC'97 стандарте (AC'97 compliant). 
Жесткий диск 15 МБ для установки программных компонентов ОМС и около 10 МБ на каждый ЭУМ, помещаемый в локальное хранилище. 
Дополнительно: 
клавиатура; 
мышь; 
динамики (или наушники); 
подключение к Internet и/или CD-привод для установки программных компо-нентов и загрузки ЭУМ ОМС. 
Требования к программному обеспечению 
Операционная сис-тема Microsoft Windows® 2000 с пакетом обновления 4 (SP4), Microsoft Windows® XP. 
Системное про-граммное 
обеспечение DirectX® 8 или DirectX® 9. 

Перечень используемых на данном уроке ЭОР 
№ Название ре-сурса Тип, вид ресурса Форма предъяв-ления информа-ции Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 
1 Значение вы-ражения Информа-ционный Презентация http://school-collec-tion.edu.ru/catalog/res/f2a796f5-db31-49ea-afce-c85279be2401/view/ 

2 Запись, чте-ние и состав-ление выра-жений. Значе-ние выраже-ния. Практиче-ский Интерактивные параметризиро-ванные задания для самопроверки http://fcior.edu.ru/card/12534/zapis-chtenie-i-sost 

3 Составление буквенного выражения для решения задачи Практиче-ский Интерактивные параметризиро-ванные задания для самопроверки http://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.html 

4 Задача на движение Практиче-ский Интерактивный модуль повышенной сложности с возможностью самопроверки http://fcior.edu.ru/card/2063/zadacha-na-dvizhenie-p3.html 

5 Решение уравнений. Перевод ус-ловия задач на математиче-ский язык и решение задач с помощью уравнений Контроль-ный Интерактивный модуль с пара-метризированны-ми заданиями http://fcior.edu.ru/card/7988/matematicheskie-vyrazheniya-zapis-chtenie-i-sostavlenie-vyrazheniy-vychislenie-znacheniya-vyrazheniy.html 


7. Ключевые слова: математика в 5 классе, числовые выражения, бук-венные выражения, электронные образовательные ресурсы (ЭОР). 
8. Автор: Лызлова Лидия Александровна, учитель математики. 
9. Место работы: Республика Коми, Троицко-Печорский район, сп Якша, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст. Якша (МОУ «СОШ» пст. Якша). 
Список использованных источников 
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/ 
2. http://fcior.edu.ru/card/ 
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО,УМЦ «Школа 2000…», 2008. 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 
в 5 классе 
по теме «Числовые и буквенные выражения» 
Цель урока: организация познавательной деятельности, позволяющей учащимся систематизировать имеющиеся у них представления о числовых и буквенных выражениях; формирование умения учащихся фиксировать собст-венные затруднения, выявлять их причину, строить проект выхода из затруднений. 
Задачи: 
- обучающие – формирование умений: распознавать числовые и буквенные выражения; приводить примеры числовых и буквенных выражений; определять компоненты в буквенных и числовых выражениях; находить значение числового выражения, соблюдая порядок выполнения действий; подставлять числа в буквенные выражения для нахождения значения буквенного выражения; 
- развивающие – формирование умений: фиксировать собственные затруднения на уроке, выявлять их причину, строить и организовывать проект выхода из затруднений; организовывать индивидуальную, коллективную, самостоятельную работу, проводить рефлексию собственной деятельности и деятельности группы; находить информацию в Интернет-ресурсах по заданному адресу; осуществлять контроль правильности действий; 
- воспитательные – формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умения оценивать работу участников группы в тактичной форме, отражать результаты в устной и письменной речи, соблюдая правила речевого этикета 
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. 
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, подключение к сети Интернет, проектор, экран, программное обеспечение – проигрыватель ресурсов, программное обеспечение для просмотра ресурсов. 
Этапы урока. 
1этап урока. Мотивация к коррекционной деятельности. 
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной деятельности. 
Деятельность учителя: 
- устанавливает тематические рамки, создаёт условия для включения учащихся в учебную деятельность; 
- создаёт проблемную ситуацию; 
- фиксирует цель урока на экране. 
Деятельность ученика: 
- слушают учителя; 
- формулируют цель урока. 
2 этап урока. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 
Название используемых ЭОР (используется ОМС Плеер): 
-информационный ЭОР №1, презентация , слайд №1 и слайд №3 (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f2a796f5-db31-49ea-afce-c85279be2401/view/); 
-практический ЭОР №2, (http://fcior.edu.ru/card/12534/zapis-chtenie-i-sost) интерактивные параметризированные задания для самопроверки. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на отработку навыков вычислять и сравнивать значения буквенных выражений при конкретных значениях буквы, записывать буквенные выражения по условию задачи. При решении заданий обучающемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося; 
-практический ЭОР №3, (http://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.html) интерактивные параметризированные задания для самопроверки. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для актуализации умения составлять буквенное выражение для решения простых задач и находить корень простого уравнения. Для решения заданий обучающемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. 
Деятельность учителя: 
- организует повторение и знаковую фиксацию знаний, фиксирует эталоны; 
- демонстрирует слайд №1 и №3 из ЭОР №1. 
- актуализирует необходимые ЗУН ; 
- организует уточнение алгоритма исправления ошибок; 
- организует мотивирование и выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение знаний, запланированных для рефлексивного анализа; 
Деятельность ученика: 
- проговаривание в группе известных способов действий, 
-выполняют индивидуальную самостоятельную работу с ЭОР №2, 
-выполняют самопроверку, фиксируют правильность выполнения заданий; 
- I группа учащихся, у которых нет затруднений, открывают ЭОР №3 и работают каждый индивидуально, 
II группа − учащиеся, которые выявили затруднения. 
3 этап урока. Локализация индивидуальных затруднений. 
Цель: осознание обучающимися места и причины собственных затруднений при выполнении заданий на изученные способы действий. 
Название используемых ЭОР. 
Практический ЭОР №2 (используется ОМС Плеер). 
Деятельность учителя: 
- указывает, какие задания надо выполнить, какой пункт учебника надо повторить, демонстрирует ЭОР №2. 
Деятельность ученика: 
- анализируют на основе алгоритма исправления ошибок своё решение и определяют место ошибки, фиксируют места затруднений; 
- выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки; 
- устный отчёт о проделанной работе. 
В это время учащиеся I группы, работают по ЭОР №3. 
4 этап урока. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. 
Цель: выбор способов и средств коррекционной деятельности. 
Деятельность учителя: 
- индивидуальная работа с I-ой группой обучающихся. 
Деятельность ученика: 
- формулируют индивидуальную цель своих коррекционных действий, уточ-няют какие понятия и способы действий им надо научиться правильно приме-нять, какие шаги для этого предпринять. 
5 этап урока. Реализация построенного проекта. 
Цель: коррекция обучающимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. 
Название используемых ЭОР: 
практический ЭОР №3, практический ЭОР №2 (используется ОМС Плеер). 
Деятельность учителя: 
- индивидуальная работа с учащимися из II-ой группы, демонстрация эталона (презентация, ЭОР №3). 
Деятельность ученика: 
- повторяют пункт 8 учебника, записывают эталон решения в тетрадь, выбирают задания из указанного ЭОР № 2 на те способы действий, в которых были допущены ошибки (работа в парах, ученик I-ой группы с учеником II-ой группы), решают эти задания. 
Те учащиеся из I группы, которые не выступают в роли консультантов продолжают решать задания из ЭОР №3. 
6 этап урока. Обобщение затруднений во внешней речи. 
Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. 
Деятельность учителя: 
-организует обсуждение типовых затруднений; 
- слушает отчёт учеников о проделанной работе, корректирует ошибки, фиксирует результаты. 
Деятельность ученика: 
- отчитываются о проделанной работе, проговаривают эталон, формулируют способы действий (фронтальная работа). 
7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка способов действий, вызвавших затруднения, само-проверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. 
Название используемых ЭОР: 
практический ЭОР №2, практический ЭОР №4 (http://fcior.edu.ru/card/2063/zadacha-na-dvizhenie-p3.html), интерактивный модуль повышенной сложности с возможностью самопроверки.Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности исследовательского типа и состоит из 3 шагов. В процессе выполнения задания учащиеся вспоминают буквенные обозначения компонентов задачи на движение и связывающие их формулы, решают предложенную задачу в общем виде (составляют формулу) и решают задачу с конкретными числовыми данными. Задание данного учебного модуля параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося, (используется ОМС Плеер) 
Деятельность учителя: 
- фиксирует результаты, 
- работает индивидуально с учащимися I-ой группы. 
Деятельность ученика: 
- выполняют самостоятельную работа №2 ЭОР №2, те задания , в которых были допущены ошибки, 
- выполняют самопроверку, 
- фиксируют результат, 
- выставляют на стол флажок: зелёный – всё отлично, жёлтый –ещё надо позаниматься по данной теме. 
Учащиеся, не допустившие ошибок на предыдущем этапе, работают по ЗОР № 4, выполняют самопроверку. 
8 этап урока. Включение в систему знаний и повторение. 
Цель: применение способов действий вызвавших затруднения, повторе-ние и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. 
Название используемых ЭОР: 
контрольный ЭОР №5, (http://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.html), интерактивный модуль с параметризированными заданиями. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для контроля умения учащихся вычислять значения буквенных выражений при конкретных значениях буквы, составлять буквенные выражения для решения простых задач; знания учащимися, что каждому значению буквы соответствует единственное значение буквенного выражения. В пятой задаче контролируется умение составлять буквенное выражение для решения задач на движение. Все задания данного модуля параметризированы, что позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося, (используется ОМС Плеер). 
Деятельность учителя: 
- предлагает учащимся задания более высокого уровня сложности, задания на повторение материала, задания на подготовку изучения следующей темы, работает индивидуально с учащимися, выставившими жёлтый флажок. 
Деятельность ученика: 
- выполняют задания в тетради; 
- учащиеся, не испытывающие затруднения, работают с ЭОР №5. 
9 этап урока. Рефлексия деятельности на уроке. 
Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и само-оценка ими результатов своей коррекционной (самостоятельной) деятельности 
Деятельность учителя: 
- организует обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания в соответствии с результатами деятельности на уроке; 
- организует оценивание учащимися собственной работы на уроке. 
Деятельность ученика: 
- записывают домашнее задание в дневник, 
- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, 
- фиксируют неразрешённые на уроке затруднения, проговаривают причины возникших на уроке затруднений, 
- фиксируют способы исправления возникших ошибок, оценивают собственную работу на уроке. 
Приложение к уроку 
по теме 
Числовые и буквенные выражения 
Перечень используемых на данном уроке ЭОР 
№ Назва-ние ре-сурса Тип, вид ре-сурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспе-чивающий дос-туп к ЭОР 
1 Значе-ние вы-ражения Ин-форма-цион-ный 
Презентация http://school-collec-tion.edu.ru/catalog/res/f2a796f5-db31-49ea-afce-c85279be2401/view/ 

2 Запись, чтение и состав-ление выра-жений. Значе-ние вы-раже-ния. Прак-тиче-ский. 
Интерактивные параметризиро-ванные задания для самопроверки. 
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания направлены на отработку навыков вычислять и сравнивать значения буквенных выражений при конкретных значениях буквы, записывать буквенные выражения по условию задачи. При решении заданий обучающемуся предоставляется возможность ис-пользовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. http://fcior.edu.ru/card/12534/zapis-chtenie-i-sost 

3 Состав-ление буквен-ного выра-жения для ре-шения задачи Прак-тиче-ский Интерактивные параметризиро-ванные задания для самопроверки. 
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для актуализации умения составлять буквенное выражение для решения простых задач и находить корень простого уравнения. Для решения заданий оюучающемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля — па-раметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. http://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.html 

4 Задача на дви-жение Прак-тиче-ский Интерактивный модуль повышенной сложности с возможностью самопроверки. 
Данный модуль представляет со-бой задание повышенной сложности исследовательского типа и состоит из 3 шагов. В процессе выполнения задания учащиеся вспоминают буквенные обозначения компонентов задачи на движение и связывающие их формулы, решают предложенную задачу в общем виде (составляют формулу) и решают задачу с конкретными числовыми данными. Задание данного учебного модуля параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. 
http://fcior.edu.ru/card/2063/zadacha-na-dvizhenie-p3.html 

5 Реше-ние уравне-ний. Перевод условия задач на матема-тиче-ский язык и решение задач с помо-щью уравне-ний Кон-троль-ный Интерактивный модуль с пара-метризированными заданиями. 
Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для контроля умения учащихся вычислять значения буквенных выражений при конкретных значениях буквы, составлять буквенные выражения для решения простых задач; знания учащимися, что каждому значению буквы соответствует единственное значение бу-квенного выражения. В пятой за-даче контролируется умение со-ставлять буквенное выражение для решения задач на движение. Все задания данного модуля па-раметризированы, что позволяет учителю формировать индивиду-альные задания для каждого уча-щегося. http://fcior.edu.ru/card/11714/perevod-usloviya-zadachi-na-matematicheskiy-yazyk-reshenie-zadach-s-pomoshyu-uravneniy-p4.html 

Список использованных источников 
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/ 
2. http://fcior.edu.ru/card/ 
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО,УМЦ «Школа 2000…», 2008.
Категория: Категория №4 | Добавил: pedagog
Просмотров: 3581 | Загрузок: 469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]