Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №7 |
Образовательный ресурс "Системы счисления"
28.09.2012, 20:28 | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» Предметная область: Информатика и ИКТ. Участники: обучающиеся 8 - 10 классов общеобразовательных учреждений. Адрес ресурса в сети Интернет:http://slbazhenova.narod.ru/ Целью работы является формирование компетентностей учащихся по разделу курса информатики «Системы счисления». Задачи работы: познакомить учащихся с записью чисел в различных системах счисления; научить рационально использовать различные алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую в зависимости от конкретной задачи; выработать навыки работы с материалами, размещенными в локальной или глобальной сети; сформировать и развить навыки самостоятельной работы; повысить сетевую грамотность учащихся; выявить связи между математикой и информатикой; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий. Аннотация Настоящая работа представляет собой образовательный сайт по разделу курса информатики «Системы счисления», предназначенный как для самостоятельного изучения данного раздела школьниками 8 – 10 классов, так и для учителя, который может использовать теоретические и дидактические материалы ресурса для подготовки занятий. В последние годы все более актуальным является внедрение современных информационных технологий в образование. Такая инновация как появление сетевых образовательных ресурсов является одной из граней личностно ориентированного подхода в образовании. При использовании такого ресурса (в дополнение к обычным школьным урокам или как самостоятельного образовательного продукта) ученик может работать в своем индивидуальном режиме, изучая теоретический материал, выполняя практические работы или решая тесты. По желанию преподавателя, ответы и решения к задачам и ключи к тесту могут быть открыты для общего доступа или защищены паролем. С появлением образовательных ресурсов, размещенных в глобальной сети, учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Использование, и, тем более, создание таких ресурсов заставляет не только ученика, но и учителя осваивать новые сетевые сервисы, быть в курсе появления новых возможностей в мире Интернета. Содержание ресурса соответствует примерной программе по информатике на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=8421), а также дополняет и расширяет отдельные разделы курса информатики. Материалы ресурса соответствуют возрастным особенностям обучающихся 8 – 10 классов общеобразовательных школ. Системы счисления в курсе информатики средней школы играют основополагающую роль. Именно на знании двоичной системы счисления основано понимание того, в каком виде хранится информация в компьютере и каким образом она обрабатывается. Большинство учебников по информатике содержит весьма ограниченные сведения о способах перевода чисел из одной системы счисления в другую. Чаще всего рассматривается один алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления и один алгоритм для обратного перевода, причем речь идет только о целых числах. Обучающимся, участвующим в предметных олимпиадах по математике и информатике самого высокого уровня, часто бывает недостаточно знаний только одного метода перевода чисел из одной системы счисления в другую. При решении олимпиадных задач необходимо знание способов оптимизации вычислительного процесса, повышающих скорость решения задачи. В данной работе рассматриваются различные механизмы перевода чисел из десятичной системы счисления и обратно, подробно разбираются алгоритмы работы не только с целыми, но и с вещественными числами. Отдельный раздел пособия посвящен работе с системами счисления, основанием которых является степень двойки - двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной. Учащимся, увлекающимся математикой и программированием, полезным окажется раздел о выполнении арифметических операций над числами в различных системах счисления. В дальнейшем эти сведения они могут использовать при решении ряда задач повышенного уровня сложности, требующих знаний битовых операций. Раздел «Системы счисления» в курсе информатики важен не только потому, что ведет к пониманию принципов хранения информации в компьютере, но и потому, что является связующим звеном между двумя предметами: информатикой и математикой. Учащиеся могут на практике убедиться в преимуществах записи чисел в позиционных системах счисления, а также в универсальности законов выполнения арифметических действий над числами, записанными в любой позиционной системе счисления. Ресурс включает в себя шесть занятий по изучению систем счисления, каждое из которых рассчитано на два академических часа: 1. История развития систем счисления. 2. Позиционные системы счисления. Перевод чисел в десятичную систему счисления и обратно. 3. Схема Горнера. Действия над числами в различных системах счисления. 4. Системы счисления с основанием 2k. 5. Практическая работа. 6. Контрольная работа. В каждом занятии помимо основного учебного материала содержатся вопросы для повторения пройденного, задания для закрепления изученного материала в каждом занятии, а также контрольные задания. Текст пособия завершают контрольная работа и вопросы ЕГЭ по информатике, относящиеся к системам счисления, в виде интерактивного теста в режиме тренировки. При необходимости перечень рассматриваемых заданий любого раздела может быть изменен и дополнен. Ресурс снабжен удобной системой ссылок, благодаря которой можно осуществлять навигацию по его разделам. Преподавание курса систем счисления в информатике в Коми республиканском физико-математическом лицее с использованием данного ресурса осуществляется в течение пяти лет. За эти годы были получены и проанализированы первые результаты, которые говорят о том, что ученики успешно решают задачи программирования, связанные с системами счисления, применяя знания, полученные на уроках. Ресурс размещен в глобальной сети по адресу http://slbazhenova.narod.ru. и в локальной сети кабинетов информатики лицея-интерната, В любой момент времени он доступен воспитанникам лицея. Анализируя результаты обучения по разделу систем счисления, как во внутренних итоговых работах, так и по результатам ГИА и ЕГЭ за 2008-2012 годы, можно с уверенностью утверждать, что воспитанники лицея овладели учебным материалом в полной мере. Обратная связь осуществляется посредством гостевой книги. Архив ресурса размещен в глобальной сети по адресу: http://sites.google.com/site/bslfml/Home в разделе «Методические материалы» - Приложения. Архив можно скачать на локальный компьютер и использовать по назначению. Используемое программное обеспечение: программа для просмотра Интернет- ресурсов (браузер). Ключевые слова: информатика, системы счисления. Автор: Баженова Светлана Леонидовна, учитель информатики и ИКТ. Место работы: Республика Коми, г. Сыктывкар, Государственное автономное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат Республики Коми «Коми республиканский физико-математический лицей-интернат» (ГАОУОШИ РК КРФМЛИ). Список использованных источников 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2-11 классы. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 2. Семакин И.Г., Залогова Л.А. Информатика. Базовый курс. 7 – 9 кл. – М. Бином: Лаборатория знаний, 2009. 3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Задачник-практикум в 2т. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009. 4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009. 5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебники для 8 и 9 классов. – М.Бином. Лаборатория знаний, 2007. 6. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. Учебное пособие. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2008. 7. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 8. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. | |
Просмотров: 1366 | Загрузок: 1 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||