Главная » Файлы » Конкурс ЭОР » Категория №2

Урок в 1 классе "Природа и музыка"
[ · Скачать удаленно () ] 31.10.2012, 17:46
Урок музыки в 1 классе 

Раздел: «Музыка и ты» 
Тема урока: «Природа и музыка» 
Цель урока: Расширить представления учащихся о выразительности и изобразительности. 
Задачи:
- Учить понимать особенности музыкального языка. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения. 
- Развивать вокально-певческие навыки у умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения. Формировать музыкальный вкус учащихся. 
- Воспитывать через музыку любовь и бережливое отношение к природе родного края. 
- Формирование компьютерной грамотности младших школьников. 

Оборудование: компьютерный класс. 
Предварительная подготовка: учащиеся выполняют к уроку домашнее задание (рисунок по теме «Мой любимый уголок природы»), на каждый ПК устанавливается презентация к уроку. 
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 
Организационный момент 
Вход в класс под музыку «Доброе утро» композитора Д. Кабалевского (первый куплет песни) 
Музыкальное приветствие, 
- в какой тональности мы приветствовали друг друга? 
- как вы это определили? 
Учащиеся проходят в класс под музыку и занимают рабочие места. 
отвечают на музыкальное приветствие учителя в той тональности, в какой оно было задано (dur или moll). 
- определили по настроению музыки Регулятивные УУД (самоконтроль, волевая саморегуляция) 
Познавательные УУД (логические: выбор основания для сравнения) 
Актуализация знаний 
Мы с вами подготовили картинную галерею из ваших рисунков. 
- Расскажите о том, что вы хотели нам показать? 
- Почему вы использовали такие краски? 
- Какое настроение выражает ваш рисунок? 
- Созвучно оно с настроением нашего музыкального приветствия? Учащиеся демонстрируют свои рисунки (домашняя работа), рассказывают о сюжете, отвечают на вопросы учителя. 
Личностные УУД (действие смыслообразования) 
Познавательные УУД 
(общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности) 
Постановка цели урока 
Послушай, как щебечут птицы, 
Послушай, как поёт волна, 
Как дождь в окно твоё стучится,- 
Повсюду музыка слышна. 
Т. Некрасова 
- Где можно услышать музыку? 
-Что можно услышать в ваших рисунках? 
Сформулируйте цель нашего урока. 

На экране слайд №1 
- Как вы понимаете высказывание: «Музыка звучит и в природе, и в душе человека»? 
- можно услышать музыку в шорохе листьев, в пении птиц, в движении ветра, волны, журчании ручья и т.д. 
- ответы детей 
- Возможно, в каждой картине природы звучит своя музыка 
- если всмотреться в картину или рисунок, то можно представить, как шумит лес, ветер, река, как поют птицы и т.д. Когда у человека хорошее настроение, он напевает про себя какую-нибудь песенку или мелодию. Возможно, поэтому так говорят, что у него поёт душа. 
Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи, планирование и прогнозирование) 
Познавательные УУД 
(общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений) 

Открытие нового 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №2 
- Повстречалась Муза с поэтом, художником, композитором и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы?» 
- Как вы думаете, что ответил каждый из них? 
- На слайде вы видите три воздушных шарика, в них написаны слова-ответы: «слово», «звук», «краски». 
-При помощи мышки правильно расположите шарики над героями. 
-Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №3 
Учитель выразительно читает стихотворение И. Никитина. 
- Какое настроение передал поэт словами? 
-Какое время суток вы видите на фотоиллюстрации? 
- Какие краски может использовать художник, чтобы изобразить начало нового дня? 
- Есть ли общее в изобразительности слова и красок? Учащиеся выполняют действия: меняют слайдУчащиеся обсуждают вопрос в паре и дают свой ответ. 
Учащиеся левой кнопкой мыши нажимают на шарик, удерживают его и передвигают к нужной картинке 
Учащиеся выполняют действия: меняют слайд 
Светлое, радостное, восторженное. 
На фотографии изображён рассвет. 
Светлые, яркие, золотистые 
В данном примере они раскрывают образ утра, выражают одинаковое настроение. 
Познавательные УУД (Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений). 
Личностные УУД 
(действие смыслообразования) Коммуникативные УУД 
(согласованность действий с партнерами, умение выражать свои мысли) 
Динамическая музыкальная пауза 
«Доброе утро» композитора Д. Кабалевского (второй куплет песни, для воспроизведения кликнуть на слайде №3) Проводится физкультминутка под музыку 
Коммуникативные УУД 
(лидерство и согласованность действий с партнерами) 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №4 
- Утром встаёт солнце. Оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило. 
- Послушайте и ответьте: как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками русский композитор П. И. Чайковский? 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №5 
(для воспроизведения кликнуть значок звука 
на слайде №5) 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 
-Как наступление нового дня нарисовал музыкальными красками норвежский композитор Э. Григ? 

На экране слайд №6 
(для воспроизведения кликнуть значок звука 
на слайде №6) 

- Как вы думаете, что такое изобразительность в музыке? 
- Может ли тональность произведения влиять на характер звучания мелодии? 
- Какая тональность в прозвучавшей музыке П. И. Чайковского, Э. Грига? 
- Что общего и чем различаются эти произведения? 
- Какой характер мелодии в первом и втором произведении? 
- Какой темп, везде ли он одинаков? 
- Определите, какое произведение исполняет фортепиано, оркестр. 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №7 
Лад, мелодия, темп, тембр (голоса инструментов) – 
всё это музыкальные средства выразительности, которые помогают композиторам более точно изобразить, в данном случае, картину природы. Учащиеся выполняют действия: меняют слайдУчащиеся выполняют действия: меняют слайд 

Учащиеся выполняют действия. После прослушивания дают ответы 
- мелодия построена короткими фразами, как будто одна волна света находит на другую, характер светлый и весёлый 
Учащиеся выполняют действия: меняют слайд 
Учащиеся выполняют действия. После прослушивания дают ответы 
- мелодия очень нежная, начинается тихо, затем становиться более яркой и громкой. В своей кульминации – торжественной 
(солнце встало над всей Землёй - пришёл новый день!) 

- это когда композитор, используя средства музыки, рисует (раскрывает) образ своего произведения. 
-да, может, тональность и определяет характер звучания музыки 
-оба произведения написаны в мажорной интонации, так как утро это начало дня и всегда радостно 
- оба произведения рисуют картину утра, каждый композитор изображает её в музыке по – своему. 

- у П.И. Чайковского мелодия весёлая, лёгкая, построена короткими фразами, как будто скачет солнечный зайчик. Темп подвижный, произведение прозвучало в исполнении оркестра. 
- у Э.Грига мелодия плавная, лёгкая, нежная, светлая, построена длинными фразами, Темп спокойный, произведение прозвучало в исполнении оркестра. 
Учащиеся выполняют действия: меняют слайд 
Личностные УУД 
(эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им) 
Познавательные УУД 
(умение осознанно вслушиваться в произведение, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы) 
-Скажите слова «Доброе утро!» с разной интонацией. 
Кто бы мог так поздороваться, кого вы изобразили? 
-Сегодня эти слова уже звучали на уроке, кто был внимательным и скажет, когда это произошло? 
- Вспомните, как звучит музыка в начале и в конце произведения? 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 

На экране слайд №8 
-Разучим первый куплет этой песни. 
Учителем проводиться работа над точным интонированием и выразительным исполнением 1 куплета песни. Учащиеся произносят фразу как (счастливый человек, равнодушный, сердитый, грустный, ребёнок, взрослый, пожилой и т.д.). Обратить внимание на изобразительность интонации. 
Когда заходили в класс под песню и делали физминутку, в ней звучали эти слова. 
- в начале произведение звучало подвижно, в конце эта же мелодия замедляется, и становиться торжественной. 
Учащиеся выполняют действия: меняют слайд 
На экране появляются слова характеризующие произведение . 
Показ произведения учителем, разучивание приёмом «эхо». 
Познавательные УУД (устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов ) 
Общеучебные УУД 
(исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок) 
Рефлексия 
- Что больше всего вам понравилось на уроке, какой вид деятельности? 
Оцените работу своих одноклассников, кто наиболее активно участвовал в уроке, давал больше правильных ответов? - ответы учащихся 
(слушание произведений, разучивание, исполнение, упражнение на интонирование и т.д.) 
Ученики оценивают своих одноклассников, по их решению, самым активным, учитель ставит на парту скрипичный ключ. Коммуникативные УУД (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнёра) 
Регулятивные УУД (оценивать правильность выполнения действия одноклассников, самооценка) 
Итог урока 
- Какие новые понятия прозвучали сегодня на уроке? 
- Какую цель мы ставили в начале урока? 
- Достигли мы этой цели? 
- Ребята, левой кнопкой мышки щёлкните один раз по экрану. 
На экране слайд №9 
Каждое утро не похоже на предыдущее и каждый человек видит его по своему. - музыкальные средства выразительности, изобразительность музыки. 
Определить, что в каждой картине природы звучит своя музыка. 
Да. 
Учащиеся выполняют действия: меняют слайд 

Домашнее задание 
Нарисуйте в своей тетради картину утра к тому музыкальному произведению, которое больше всего понравилось сегодня на уроке. Красками передайте настроение музыки. 
Выход из класса под музыку Э. Грига или П.И. Чайковского
Категория: Категория №2 | Добавил: Елена
Просмотров: 3980 | Загрузок: 560 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]